Диагностика дефектолога
Диагностика состоит из заданий для детей: 3-6 лет; 7-10 лет; старшего школьного возраста.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ.

 
№1. Исследование восприятия.

1. Зрительное восприятие.

1)предметный гнозис:
- реальные предметы.
Задание: "Скажи, где стол?" Если у ребенка нет речи.
Задание: "Покажи, где стол? стул?"

- изображения.
Задание: "Покажи картинку с изображением мячика, дерева, стола, дома".

2) контуры фигур. Задание: "Назови предметы": (самолет, корабль, груша, мишка, мячик).

3) неполный рисунок. Задание: (машина, жук, бабочка).

4) перечеркнутые фигуры. Задание: Назови, что нарисовано? (лошадка, мишка).

5) наложенные предметы. Задание: "Скажи, какие предметы ты видишь?" (кастрюля, ложка, тарелка).

6) основные цвета. Задание: «Скажи, какого цвета квадрат? Если ребенок не говорит, Задание: «Покажи квадрат красного цвета, синего, зеленого, желтого, черного, коричневого.

7) представления о величине. Ребенку предлагаются одинаковые и разные по величине изображения предметов. (два одинаковых по величине мячика, большой домик, маленький домик, кораблик, колокольчик, стол, солнышко)
Задание: "Покажи одинаковые по величине предметы". (Мячики).
Задание: "Покажи разные по величине предметы". (Большой домик, маленький домик).

8) знание основных геометрических фигур, представления о форме предметов,
Задание: "Найди в ряду фигур и покажи: квадрат, треугольник, круг, овал".
Задание: "Найди предметы похожие на эту форму: Квадрат- (кубик, картина). Круг - (мячик, воздушный шарик). Треугольник -(крыша у домика, ёлка).

2. слуховое восприятие.
1) определение направления звука
Задание: "Скажи или покажи, где позвонил колокольчик?" (вверху, внизу, справа, слева, под столом, позади).

2) дифференциация звучащих игрушек.
Педагог показывает звучащие игрушки и демонстрирует, как они звучат, затем ребенок закрывает глаза. Педагог вызывает звучание
одной игрушки из пары.
Задание: "Покажи что звучит?" (Бубен - дудочка, Барабан - гармонь, Бубен - барабан, Дудочка - погремушка).

3. пространственный праксис.

1) ориентировка в схеме тела.
Задание: "Покажи правую руку, левую руку, правое ухо, левое ухо, правый глаз, левый глаз".

2) ориентировка в схеме тела сидящего напротив.
Задание: "Покажи правую руку, левую ногу, правое ухо, левый глаз.

3) ориентировка на листе бумаги.
Задание: "Покажи, что нарисовано В правом верхнем углу, В левом верхнем углу, В правом нижнем углу, В левом нижнем углу.

4. Стереогноз.
Ребенку предлагаются ряд предметов для восприятия на ощупь. (Кубик, кусочек наждачной бумаги, небольшая мягкая игрушка).
Задание: "Найди мягкий предмет, твердый, гладкий, шершавый".

5. конструктивный праксис.

1) Складывание пирамидки.

2) Складывание разрезных картинок: - из 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12 частей.

3) Складывание картинок из кубиков: - из 4, 6, 9, 12 кубиков.

№2. Исследование внимания.

1.Устойчивость.
Задание: "Возьми красный кубик и положи его в маленькую коробку".

2. Переключение.
Детям предлагается корректурная проба с различными графическими картинками.
Задание: "Дорисуй у всех грибочков ножку, а у бабочек усики".

3. Объем.
Умение выполнять задание, не отвлекаясь около 10 - 15 минут. Например: Складывание разрезных картинок из частей. -

№3. Исследование памяти.

1. Зрительная.
Демонстрируются картинки с изображением дома, солнца, собачки, яблока.
Задание: "Запомнить и найти такие же изображения в ряду из 10. (дом, солнце, собачка, яблоко, паровозик, черепаха, слоник, чайник, улитка, мячик).

2. Слухо – речевая память.
Педагог называет ряд слов для запоминания. Стол, дом, дерево, мальчик, мяч.
Задание: "Назови слова, которые запомнил".

3. Моторная.
Педагог выполняет ряд движений, ребенок повторяет вместе с педагогом и запоминает их. (руки вверх, в стороны, на пояс, вниз).
Задание: "Повтори движения, которые запомнил".

4. Стереогноз.
Ребенку предлагаются ряд предметов для восприятия на ощупь. (Кубик, шарик, пластмассовая игрушка – мишка, железная пластина, небольшая мягкая игрушка). Затем все предметы прячутся в мешочек.
Задание: "Определи наощупь, что в мешочке?"

5. Словесно – логическая.
Ребенку предлагается 5 слов: (лист, медведь, кровать, мост, обед) и картинки с изображениями для ассоциаций: дерево, лес, подушка, река, стол.
Задание: "Выбери картинки, которые помогут тебе запомнить слова, которые я назову. Назови слова, которые запомнил".

№4. Исследование мышления.

1. сравнение
Задание: "Найти 3 - 4 отличия в изображенных предметах. (Лодка с парусом, штурвалом, якорем, капитаном. Рядом картинка с лодкой без паруса, штурвала, якоря, капитана.)

2. обобщение.
Ребенку предлагается набор картинок по темам: посуда, мебель, транспорт.
Задание: "Назвать одним словом ряд предметов:" (ложка, тарелка, кастрюля, чашка), (стол, стул, кровать, шкаф), (автобус, машина, трамвай, велосипед).

3. классификация.
Ребенку предлагается разложить по группам картинки: Овощи – фрукты; Животные – птицы.

4. исключение понятий.
Даны ряды картинок: (Шапка, пальто, шарф, стакан). (Сапоги, туфли, тапочки, стол). (Шкаф, стул, диван, дом).
Задание: "Найди лишнюю картинку в ряду".

5. понимание скрытого смысла.
" Миша проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла".
Задание: "Послушай и ответь на вопросы." "Почему Миша проснулся невеселый?" "Какая погода была на улице?"

6. понимание смысла метафор: "Глухая ночь". "Золотые руки". "Каменное сердце"

№5. Исследование развития элементарных математических представлений.

1) Умение называть числа в прямом и обратном порядке до 5.
2) Умение соотносить цифру и число предметов.
3) Умение решать задачи в одно действие на сложение и вычитание на предметном материале.
4) Умение ориентироваться на листе бумаги.
5) Умение определять время по часам.

№6. Исследование особенностей конструктивной деятельности.

1) Умение строить постройки из кубиков и кирпичиков по предметному образцу учителя (из кирпичиков и кубиков, построить кроватку, стол, стул),
2) По графическому рисунку, умение зарисовать, обыграть постройку (уложить в кроватку спать куколку, спеть ей песенку и т.д.).




ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ.

 
№1. Исследование восприятия.

1. Зрительное восприятие.
1) неполный рисунок.
Задание: "Назвать": (бабочка, уточка, жук, трактор, самолет, дом, гусь, кошка).

2) перечеркнутые буквы, цифры. (Р, К, Ж, В); (1, 4, 5, 7, 9).

3) наложенные предметы.
Задание: «Скажи, какие предметы ты видишь?» (рыба, телефон), (слон, чайник) и т.д.

4) знание основных цветов и названий основных геометрических фигур, представления о форме предметов,
Задание: "Найди в ряду фигур и покажи": (Красный квадрат, желтый треугольник, зеленый круг, синий прямоугольник, белый овал, черная трапеция.

Задание: "Найди предметы похожие на эту форму:" квадрат (Кубик, картина), круг (мячик, воздушный шарик), треугольник (крыша у домика, ёлка).

5) представления о величине. Ребенку предлагаются одинаковые и разные по величине изображения предметов. (дом, солнце, две одинаковые по величине собаки, большой слон, маленький слон, яблоко, паровозик, черепаха)
Задание: "Покажи одинаковые по величине предметы". (Собаки).
Задание: "Покажи разные по величине предметы". (Большой слон, маленький слон).

2. слуховое восприятие.

1) дифференциация звучащих игрушек.
Педагог показывает две звучащие игрушки (бубен и дудочку) и демонстрирует, как они звучат, затем ребенок закрывает глаза. Педагог вызывает звучание одной игрушки, ребенок поворачивается.
Задание: «Скажи, (покажи), какая игрушка звучала?»
Педагог потряхивает бубном над головой, за спиной, слева от плеча, справа от плеча ребенка. Звучание с паузами, чтобы ребенок назвал (показал) направление звука.

3. пространственный праксис.

1) ориентировка в схеме тела ребенка.
Задание: "Покажи правую руку, левую руку, правое ухо, левое ухо, правый глаз, левый глаз".

2) ориентировка в схеме тела человека, изображенного на картинке.
Задание: "Покажи правую руку, левую руку; правое ухо, левое ухо; правый глаз, левый глаз".

3) ориентировка на листе бумаги.
Задание: "Нарисуй круг в правом верхнем углу; треугольник в правом нижнем углу; флажок в левом верхнем углу; звездочку в левом нижнем углу".

№4. развитие стереогноза. (с закрытыми глазами)
Ребенку предлагаются ряд предметов для восприятия на ощупь. (Кубик, кусочек наждачной бумаги, небольшая мягкая игрушка, гвоздь, кусочек мятой бумаги, мокрая тряпочка).
Задание: "Найди и назови мягкий предмет, твердый, гладкий, шершавый, мокрый, сухой, тяжелый, легкий".

5. конструктивный праксис.
2) Складывание разрезных картинок: (засечь время для задания 2.3.) из 5, 6, 8, 12 частей.

3) Складывание картинок из кубиков: из 6, 9, 12-ти.

№2. Исследование внимания.

1.Устойчивость.
1-2 класс. Умеет слышать и выполнять последовательно два, три задания.

3-4 класс. Методика «Корректурная проба» (Е.И.Рогов) На бланке в произвольном порядке напечатаны буквы.
Задание: последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «К» и «Р» и зачеркивай их. Время выполнения 10 мин.

2. Переключение.
1 класс. Детям предлагается корректурная проба с различными графическими картинками.
Задание: "Дорисуй у всех листиков черенок, а у цветов серединку".

2 класс
Детям предлагается корректурная проба с Геометрическими фигурами, нужно поставить в круге точку, а в треугольнике крестик.

3-4 класс
«Цвето – цифровая таблица» двухцветная таблица содержит 25 цифр черного и 24 красного цветов.
Задание: "Поочередно показывай и называй то черные, то красные цифры, причем черные надо показывать и называть в возрастающем порядке от 1 до 24, а красные – в убывающем от 25 до 1.

3. Объем.
Умение выполнять задание, не отвлекаясь
1-2 класс около 10-15 мин. Например: Складывание картинок из кубиков:
3-4 класс около 20 минут. Складывание пазлов.

3. Исследование памяти.
1. Зрительная. Дана таблица с изображением 1 класс - 5 предметов; 2 класс - 7 предметов; 3-4 класс - 10 предметов.
Задание: запомнить и сказать, какие предметы были изображены на таблице.

2. Слухо – речевая память.
Педагог называет ряд слов для запоминания.
1 класс - стол, дом, вода, девочка, утка;
2 класс - стол, дом, вода, девочка, утка, хлеб;
3 класс - стол, дом, вода, девочка, утка, хлеб, нос, птица;
4 класс - стол, дом, вода, утка, девочка, хлеб, нос, птица, кот, дерево.
Задание: "Назови слова, которые запомнил".

3. Моторная.
Педагог выполняет ряд движений, ребенок выполняет вместе с педагогом и запоминает их.
Задание: повтори движения, которые запомнил. Оценивается Объем; Переключаемость; Координация.

4. Стереогноз.
Ребенку предлагаются ряд предметов для восприятия на ощупь. (Кубик, шарик, пластмассовая игрушка - машина, карандаш, ключ, расческа). Затем все предметы прячутся в мешочек.
Задание: "Определи на ощупь, что в мешочке?

5. Словесно – логическая.
Ребенку предлагается пары слов:
1 класс - шум – вода, стол – обед, мост – река, рубль – копейка, лес – медведь;
2 класс - дуб – желудь, дичь – выстрел, рой – пчела, час – время, гвоздь – доска, шум – вода, стол – обед;
3 класс - дуб – желудь, дичь – выстрел, рой – пчела, час – время, гвоздь – доска, шум – вода, стол – обед, рубль – копейка, лес – медведь;
4 класс - шум – вода, стол – обед, мост – река, рубль – копейка, лес – медведь, дуб – желудь, дичь – выстрел, рой – пчела, час – время, гвоздь – доска.
Задание: "Слушай и запоминай второе слово пары, затем я называю первое слово, а ты называешь второе слово пары".

№4. Исследование мышления.

1. сравнение
Найти отличия в изображенных картинках. 1 класс - 5 отличий; 2 класс - 6 отличий; 3 класс - 7 отличий.

2. обобщение.
1-2 класс предлагается ряд слов по темам: посуда, мебель, транспорт.
Задание: назвать одним словом слова: (ложка, тарелка, кастрюля, чашка); (стол, стул, кровать, шкаф); (автобус, машина, трамвай, велосипед).

3-4 класс назвать предметы, относящиеся к теме: (бытовая техника), (строительные материалы), (спортивные принадлежности).

3. классификация.
1-2 класс предлагается разложить по группам картинки: (овощи – фрукты); (птицы – насекомые).

3-4 класс предлагается разложить по группам картинки: (грузовой и пассажирский транспорт), (морские обитатели и обитатели суши), (металлическая и керамическая посуда).

4. исключение понятий.
1-2 класс. Даны группы картинок: (Солнце, свеча, лампа, керосиновая лампа). (Стул, кресло, табурет, стол). (Треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
Задание: "Найди лишнюю картинку, объясни свой выбор".

3-4 класс. Даны группы картинок: (3 вида кукол, мяч, лопатка, машинка). Задание: Чего больше кукол, или игрушек?
(чашки разного вида, тарелка, кастрюля, стакан). Задание: Чего больше чашек, или посуды?

5. словесно – логическое мышление.

1-2 класс предлагается карточка с рядами слов, нужно в каждом ряду вычеркнуть лишнее слово, выбор объяснить.
(дуб, дерево, ольха, тополь, клен); (дождь, снег, осадки, иней, град); (молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша); (тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый); (секунда, час, год, вечер, неделя).

3-4 класс предлагается установить связь 3го и 4го слова на основе связи предыдущих двух слов.
Школа – обучение = больница – (доктор, ученик, лечение, больной)
песня – глухой = картина- (слепой, художник, рисунок, больной)
паровоз – вагоны = конь – (поезд, лошадь, овёс, телега, конюшня)
бежать – стоять = кричать – (ползать, молчать, шуметь, звать, плакать)
волк – пасть = птица – (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
нож – сталь = стол - (вилка, дерево, стул, пища, скатерть)

6 . установление причинно-следственных связей.
Предлагается набор картинок, объединенных одним сюжетом, нужно выложить их в соответствии с линией сюжета и составить небольшой рассказ.

7. установление закономерностей.
1-2 класс. Предлагается ряд картинок с цветами, у которых последовательно исчезают по 1 лепестку.
Задание: выбери из ряда цветок, который будет следующим в ряду.

3-4 класс Ребенку предлагается карточка.
Задание: догадайся, что нужно нарисовать в пустом квадрате.

8. понимание скрытого смысла.
"Муравей спустился к ручью напиться. Дунул ветер, муравей упал в воду и стал тонуть. Мимо пролетала голубка, она бросила муравью листок и он спасся. На другой день охотник расставил силки и поймал голубку. Муравей услышал, как голубка кричит, залез к охотнику под брюки и укусил его за ногу. Охотник испугался, и голубка выпорхнула у него из рук".
Почему муравей укусил охотника?

9. понимание смысла метафор: "Льет, как из ведра". "Как рыба в воде".



№5. Исследование развития элементарных математических представлений.

1. Умение называть числа в прямом и обратном порядке до 10.

2. Умение соотносить цифру и число предметов.

3. Умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

4. Умение пользоваться арифметическими знаками действий.

5. Умение ориентироваться на листе бумаги.

6. Умение определять время по часам.



ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 
№1. Исследование восприятия.

1. Зрительное восприятие.
1) неполный рисунок.
Задание: Назвать: бабочка, жук, трактор, самолет.

2) перечеркнутые слова, числа.
- Рожь, Кот, Жаба, Весна;
- 179, 824, 579.

3) наложенные предметы.
Задание: «Скажи, какие предметы ты видишь?»
-заяц, юла, ведро, пирамидка, мишка, мячик, кубики.

4) знание основных цветов и названий основных геометрических фигур,
представления о форме предметов,
Задание: в ряду фигур назови форму и цвет геометрических фигур.
- Красный квадрат; желтый треугольник; зеленый круг; синий прямоугольник; белый овал; черная трапеция, фиолетовый шар, розовый куб, оранжевый параллелепипед, лимонный конус, прозрачная сфера, малиновая окружность.
Задание: найди предметы похожие на эту форму
(квадрат) - Кубик, картина. (круг) - мячик, вишни, (треугольник) -
зонтик, ёлка, (прямоугольник) – окно, дом, (овал) – жук, тело рыбы, (трапеция) –
юбка, колокольчик, (шар) – мяч, (куб) – кубики, дом, (параллелепипед) – коробка из- под обуви, (конус) – колпачок у Петрушки, рожок от мороженого, (сфера) - воздушный шарик, (окружность) – обруч.

5) представления о величине.
Ребенку предлагаются одинаковые и разные по величине изображения предметов.
(одинаковые по величине два дома, большая и маленькая книги, разные по величине дуб, ромашка, трактор, телевизор, стол,)
Задание: Покажи одинаковые по величине предметы. (Дома).
Задание: Покажи разные по величине предметы. (Большая книга, маленькая книга).

2. слуховое восприятие.

1) дифференциация звучащих игрушек.
Педагог показывает две звучащие игрушки (бубен и дудочку) и демонстрирует, как они звучат, затем ребенок закрывает глаза. Педагог вызывает звучание одной игрушки, ребенок поворачивается.

Задание: «Скажи, какая игрушка звучала?» Педагог потряхивает бубном
над головой, за спиной, слева от плеча, справа от плеча ребенка. Звучание с паузами, чтобы ребенок назвал направление звука.

3. пространственный праксис.

1)ориентировка в схеме тела ребенка.
Задание: Покажи правую руку, левую руку, правое ухо, левое ухо, правый глаз, левый глаз.

1) ориентировка в схеме тела человека, изображенного на картинке.
Задание: Покажи правую руку, левую руку; правое ухо, левое ухо; правый глаз, левый глаз.

2) ориентировка на листе бумаги.
Задание: Нарисуй круг в правом верхнем углу; треугольник в правом нижнем углу;
флажок в левом верхнем углу; звездочку в левом нижнем углу.

4. развитие стереогноза (с закрытыми глазами)
Предлагаются ряд предметов для восприятия на ощупь. (Кубик, кусочек наждачной бумаги, небольшая мягкая игрушка, гвоздь, кусочек мятой бумаги, мокрая тряпочка).
Задание: Найди и назови мягкий предмет, твердый, гладкий, шершавый, мокрый, сухой, тяжелый, легкий.

5. конструктивный праксис.

1) Складывание разрезных картинок: из 8-ми, 12-ти и большего кол-ва частей.

2) Складывание картинок из кубиков: из 9-ти, 12-ти.

№2. Исследование внимания.

1.Устойчивость.
Методика «Таблицы Шульте» таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Подросток должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения задания регистрируется. Норма 45-60 сек.

2. Переключение.
«Цвето – цифровая таблица» двухцветная таблица содержит 25 цифр черного и 24 красного цветов.
Задание: поочередно показывай и называй то черные, то красные цифры, причем
черные надо показывать и называть в возрастающем порядке от 1 до 24,а красные – в убывающем от 25 до 1.

3. Объем.
Умение выполнять задание, не отвлекаясь около 30 минут.
Ребенку даны ряды цифр, рядом стоящие числа могут составлять сумму, равную искомому числу.
Задание: найди сумму чисел равную числу "7" Подчеркни их.

502584940143904104075495240943294328570504173578341893474166

Ребенку даны 10 рядов букв, среди которых есть слова.
Задание: Найди слова среди букв и подчеркни их.
росинкабьмтапочкиюбиьижпщыш

№3. Исследование памяти.

1. Зрительная.
Дана таблица 16 клеток с изображением 7 фигур и знаков, изображенных в произвольном порядке.
Задание: в течении 30сек. запомнить и затем зарисовать фигуры и знаки изображенные на таблице.

2. Слухо – речевая память.
Педагог называет 10 слов для запоминания. (стол, дом, вода, утка, девочка, хлеб, нос, птица, кот, дерево).
Задание: назови слова, которые запомнил.

3. Моторная.
Педагог выполняет ряд движений, ребенок выполняет вместе с педагогом и запоминает их.
Задание: повтори движения, которые запомнил.
Педагог обращает внимание на объем; переключаемость; координацию.

4. Стереогноз.
Предлагаются ряд предметов для восприятия на ощупь. (Кубик, шарик, пластмассовая игрушка, машина, карандаш, ключ, расческа). Затем все предметы прячутся в мешочек.
Задание: определи на ощупь, что в мешочке?

5. Словесно – логическая.
Предлагаются пары слов: - куб – стороны, стол – обед, чтение – глаза, рубль – копейка, лес – медведь, дуб – желудь, дичь – выстрел, рой – пчела, сад – земля, гвоздь – доска.
Задание: Слушай и запоминай второе слово пары, затем я называю первое слово, а ты называешь второе слово пары.

№4. Исследование мышления.

1. сравнение
Найти отличия в изображенных картинках 10 отличий.

2. обобщение.
Назвать предметы, относящиеся к теме: бытовая техника, строительные материалы, спортивные принадлежности.

3. классификация.
Предлагается разложить по группам картинки: (грузовой и пассажирский транспорт), (пресмыкающиеся, млекопитающие), (металлическая и керамическая посуда).

4. словесно – логическое мышление.
Предлагается установить связь 3го и 4го слова на основе связи предыдущих двух слов.

Школа – обучение = больница – (доктор, ученик, лечение, больной)
песня – глухой = картина- (слепой, художник, рисунок, больной)
паровоз – вагоны = конь – (поезд, лошадь, овёс, телега, конюшня)
бежать – стоять = кричать – (ползать, молчать, шуметь, звать, плакать)
волк – пасть = птица – (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
нож – сталь = стол – (вилка, дерево, стул, пища, скатерть)

5 . установление причинно-следственных связей.
Предлагается набор картинок, объединенных одним сюжетом, нужно выложить их в соответствии с линией сюжета и составить небольшой рассказ.

7. установление закономерностей.
Ребенку предлагается карточка.
Например:

Задание: догадайся, что нужно нарисовать в пустом квадрате.

8. понимание смысла пословиц
"Яблочко от яблоньки недалеко падает". "Не в свои сани не садись". "Не имей сто рублей, а имей сто друзей".


// Ресайз iframe-а фримиум баннера