РАЗВИВАЕМ ВОСПРИЯТИЕ

Развитие слухового восприятия.
"Узнай музыкальный инструмент по звуку"
Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.

"Хлопки"
Педагог хлопает в ладоши, дети раскрывают ладошки, услышав тихие хлопки или гласные звуки.
Услышав громкие хлопки «спрячутся», закрывают лицо руками.

"Быстро, медленно"
Педагог в разном темпе произносит гласные, слоги, слова, а дети выполняют быстрые и медленные движения или демонстрацией движений с помощью игрушек в соответствии с меняющимся темпом.

"Ритм"
Дети отхлопывают или отстукивают слоговой ритм с одновременным проговариванием слогов; с воспроизведением слоговой структуры слов (например, «машина» - «та-Та-та» или «па-Па-па» и т.д.).

"Тембр"
Дети определяют тембр мужского, женского и детского голосов. Сказки: "Три медведя". "Волк и семеро козлят".

"Узнай, кто так говорит?"
Педагог демонстрирует с помощью жестов эмоционально окрашенные слова (ой, ну, ах, да ну и др.) и озвучивает различные состояния и настроения человека по иллюстрациям.

"Бух"
Раскидывать на ковер игрушки из коробки на каждый удар бубна.
"Колокольчик"
перед ребенком две коробки справа и слева от ребенка. Ребенок закрывает глаза. Педагог звенит колокольчиком справа или слева и прячет его под одну из коробок.
- Где же, где же колокольчик?
- Нет-нет, нет-нет.
- Где же, где же колокольчик?
- Вот-вот, вот-вот.

"Поиграй, как я"
Педагог воспроизводит звучание игрушек (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика). Ребенок повторяет действия взрослого с игрушками.

"Слушай звуки"
Педагог, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану (звенит колокольчиком, пищит игрушкой, стучит по столу, мнет бумагу и т.д.). Ребенок должен отреагировать на услышанный звук поднятием руки (поворотом головы, хлопком, откладыванием фишки).

"Сторож"
Ребенок становится спиной к стулу, на котором лежит флажок (или любая другая игрушка). Педагог с бубном в руках стоит на некотором расстоянии. Другой ребенок очень тихо подходит к стулу, чтобы взять флажок. Когда он находится близко от цели, звучит бубен. По этому сигналу оба ребенка стараются схватить флажок. Кто сделает это первым, становится «сторожем».

"Чем отличаются?"
Ребенок находит различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний.

"Одинаковые и разные звуки"
Воспитатель, находясь за ширмой или сзади ребенка, производит звучание сначала различных, а затем одинаковых игрушек (игрушка, издающая писк, -свисток; колокольчик - бубен; детское пианино - гармоника т.д.). Ребенок отвечает на вопрос: «Одинаковые или разные звуки?».

"Найди одинаковые звуки"
Педагог предлагает ребенку коробочки с разным наполнением, по парам с одинаковым звучанием. Ребенок гремит ими и находит одинаковые по звучанию пары.

"Покажи, что звучит"
Педагог воспроизводит звуки одним из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагают показать прозвучавший предмет и еще раз его озвучить, проверив себя.

"Будь внимательным"
По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями. Например, на звук свистка должен поднять руки вверх, на звук дудочки - удерживать руки впереди, а на звук шарманки - развести их в стороны.

"Узнай по звуку и запомни"
Ребенку предлагают закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, сказать, какие звуки он услышал (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель т.п.). Предлагается прослушивание двух-пяти звучаний. Ребенок по команде «День!» открывает глаза, указывает на звучавшие предметы или их изображения и называет запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.
Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота).

"Найди мишку"
Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала (например, бубна), чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.

"Близко-далеко"
Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, далеко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки),

"Тишина"
Ребенок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1-2 минуты ему предлагается открыть глаза и рассказать и нарисовать то, что он услышал.

"Покажи звук"
Ребенку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой - длинная. Воспитатель бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

"Долгий звук - короткий звук"
Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инструментах, но прежде, чем играть, предупреждает, коротко или долго будет длиться звучание.

"Высоко-низко"
Ребенок идет по кругу. Воспитатель воспроизводит низкие и высокие звуки
(например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки; услышав низкие звуки - приседает.

"Похожие звуки"
Перед ребенком выставляют ряд картинок, с изображением животных и предметов. Ребенок слушает звучания (высокие и низкие), и выбирает подходящую картинку, объясняет свой выбор.

"Что за окном?"
Ребенку предлагается послушать звуки за окном, во время прогулки на улице. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). Ребенку предлагается послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни.

"Что звучало?"
Перед ребенком выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и др. Взрослый карандашом стучит по каждому предмету. Ребенок отворачивается. Затем поворачивается и указывает, какой предмет звучал.

"Что я делаю?"
Перед ребенком выставляются предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага. Педагог переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. Ребенок повторяет движения и внимательно слушает. Затем отворачивается. Педагог повторяет действия. Ребенок называет, какое действие совершил педагог.
Усложнение.

• воспроизведение предложений, произнесенных в условиях шумовых помех;

• воспроизведение фраз, произнесенных в смежных помещениях. Двое детей размещаются в смежных комнатах; один составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости и в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное;

• запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;

• пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются различными дикторами, мужским, женским и детским голосами);

• пересказывание сообщения, воспринятого с помощью телефона;

• декламация стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;

• последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя детьми.
Трое детей садятся рядом («в цепочку»), двум крайним раздают по одной картинке с изображением предмета или простого сюжета. По сигналу взрослого они шепотом одновременно произносят на ухо сидящему в центре ребенку название предмета или составленную фразу. Слушающий, в свою очередь, должен последовательно воспроизвести сказанное товарищами;

• ответы на вопросы, одновременно заданные двумя детьми. Трое детей встают на расстоянии 3-4 м друг от друга. Двое из них по команде одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее. Третий ребенок должен последовательно ответить на каждый вопрос;

• вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов. Ребенок с закрытыми глазами прослушивает музыкальный отрывок, представляет различные образы и сюжетные картины и «рисует» их в воздухе. По окончании прослушивания рассказывает, что он «нарисовал».

Сформированность представлений о «схеме тела».

«Покажи»
По просьбе ведущего дети показывают части тела (правая рука, левая нога, правое ухо) и т.д.
Далее покажи правой рукой левое колено, левой рукой левую щеку и т.д.
Усложнение: дети сидят парами. Они должны дотронуться у сидящего напротив левую бровь и т.д.
Перед зеркалом: дети указательным пальцем показывает части тела.

«Ответь»
- Какая часть тела у тебя находится выше плеч?
- Какие части тела расположены ниже колена?
- Что у тебя находится сбоку?
- Какие части тела находятся сзади?
- Какие части тела у тебя уже, чем твоя рука?
- Что в комнате расположено выше тебя?
- Что расположено ниже уровня твоих колен?
- Что находится дальше, чем твоя рука?
- Какие веши в ком¬нате уже, чем запястье твоей руки?
- Что расположено ближе к твоему лицу, чем твое колено? и т.д.
Затем у ребенка карточки со словами:
«выше—ниже», «впереди—сзади— сбоку», «дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже— шире».
Он сам задает ведущему вопросы используя эти слова.

«Найди предмет»
Ребенок должен загадать какой-либо предмет в комнате и, не на¬зывая его, описать, где он расположен : ближе, дальше других вещей, больше или меньше тех или иных предметов.

«Что спряталось?»
С помощью вопросов с предлогами «в», «на», «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «около», «возле» и т.д. ведущий ищет предметы. Например: Что спряталось под книгой, выглядывает из-под тетради?

«Клад»
Ведущий прячет предмет в комнате. Дает ребенку устные инструкции, помогающие найти предмет. «Иди до первого стула справа от тебя. Возле него по¬верни налево. Перешагни через мяч. Возьми коробку, который стоит ближе к столу...»— и т.д.

«Делай как я»
Ведущий показывает симметричные и асимметричные движения рук, кистей, пальцев. Ребенок должен повторить эти движения.
Можно усложнять задания.
- Поверните кисть правой руки ладонью ко мне, а левую — реб¬ром ладони ко мне.
- Покажите мне второй и пятый пальцы правой руки и первый палец левой.

«Найди клад по плану»
У ребенка план ком¬наты. «Искатель кла¬да» — выходит из комнаты, ведущий прячет предмет и отмечает на плане место, где он спрятан. Ребенок находит предмет, ориентируясь в своем плане.

«Что где находится?»
Ребенок описывает свою комнату, затем представляет, что перешел в другое место и описывает по-новому.

«Поход в школу»
Ребенок описывает свой путь в школу, или магазин и т.д.

«Переезд в новую квартиру»
У ребенка план квартиры, список мебели. Нужно удобно расставить мебель в новой квартире.

Развитие зрительно-пространственного
восприятия, пространственных представлений и образного мышления

«На какую фигуру похоже?»
Ребенок называет предметы похожие на круг, овал, треугольник и т.д.

«Что нарисовал художник?»
Ведущий предлагает ребенку описания простых рисунков. Если ребенок легко справляется с заданием, можно предложить ему самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его.

«Внимательно слушай и рисуй»
У ребенка лист бумаги. Ведущий диктует геометрические фигуры и место их расположения на листе.
// Ресайз iframe-а фримиум баннера